
Правильный подход к обслуживанию и ремонту двигателя
Величина ресурса двигателя определяется скоростью износа его деталей. Большинство иностранных двигателей имеют ресурс 250–300 тысяч км и более. Для того чтобы двигатель отработал заложенный в него ресурс, необходимо соблюдение правил эксплуатации, установленных производителем автомобиля, и соответствующее техническое обслуживание.
Капитальный ремонт двигателя - процесс полного восстановления его эксплуатационных характеристик, включающий снятие с автомобиля и полную разборку двигателя, мойку, дефектовку узлов и деталей, ремонт головок блока цилиндров (ГБЦ), коленчатого вала, топливной аппаратуры, агрегатов системы смазки, кривошипно-шатунного механизма, узлов системы охлаждения. В процессе ремонта производится замена или восстановление всех изношенных деталей, узлов и агрегатов.
Предварительное диагностирование двигателя на предмет необходимости проведения капитального ремонта включает в себя замеры нескольких параметров и может проводиться непосредственно в ремонтной мастерской в специализированном боксе где имеется больший спектр диагностического оборудования. Диагностика двигателя сродни медицинскому профобследованию, и важно проводить ее комплексно и своевременно.
О чрезмерном износе вкладышей и шеек коленчатого вала и (или) других подшипников скольжения, как правило, свидетельствуют стуки в кривошипно-шатунном механизме и пониженное давление в системе смазки. Стуки выявляют при помощи стетоскопа; давление измеряется манометром.
Признаками сильного износа деталей цилиндро-поршневой группы (ЦПГ) являются большой расход масла (свыше 0,7–1,0 л / 1000 км), характерный сизый цвет выпускных газов, чрезмерно высокое давление картерных газов и низкая компрессия. Иногда причинами дымности и чрезмерного расхода масла могут быть потеря эластичности маслосъемных колпачков газораспределительного механизма и закоксовывание масляными отложениями (залегание) маслосъемных поршневых колец, а падение компрессии может быть вызвано прогаром клапанов или прокладки ГБЦ. Компрессия измеряется компрессометром, осмотр поверхностей цилиндров проводится с использованием эндоскопа.
Окончательное решение о проведении капитального ремонта в полном объеме принимается, как правило, после замеров степени износа шеек и продольного хождения коленчатого вала, износа деталей цилиндро-поршневой группы, проводимых с использованием микрометра или измерительной скобы, стрелочного индикатора и нутромера.
Кроме того, капитальный ремонт показан двигателю в случаях его заклинивания, обрыва шатуна, разрушения поршней, так как коленчатый вал и блок цилиндров получают серьезные повреждения.